Рецензия на фильм «Окча»

В поисках средств борьбы с мировым голодом корпорация «Миранда» генетически выводит новую породу свиней – животные размером с бегемота просты в уходе, нетребовательны к пище, а их мясо на вкус превосходит любые деликатесы. Одна беда – люди не доверяют генетически модифицированным продуктам, а потому компания запускает беспрецедентную кампанию по фальсификации, измененных свиней называют вновь открытой чилийской породой, с исследовательскими целями их рассылают в разные уголки планеты, чтобы через 10 лет люди могли убедиться, ничего страшного в новой породе нет. Исполинская свинка по кличке Окча свои десять лет прожила на высокогорной южнокорейской ферме, но когда пришло время забрать ее у хозяев и пустить на бекон, рульки и отбивные, оказалось, что к Окче чрезвычайно привязана четырнадцатилетняя Миджи. Привязана настолько, что готова преодолеть полмира, лишь бы спасти свою неуклюжую подружку от топора мясника…

Принято считать, что комедийный жанр сегодня переживает не лучшие времена – сюжеты развлекательных картин заметно упростились, создатели таких лент делают ставку на дешевые гэги, шутки ниже пояса или откровенную глупость, помноженную на зрительскую непритязательность. Говорить о сатире, гораздо более тонком, глубоком и изобретательном комедийном уровне, просто не приходится – времена «Доктора Стрейнджлава», «Плутовства» или даже рязановского «Гаража» кажутся ушедшими безвозвратно. Впрочем, линия пульса сатирического жанра пока не превратилась в прямую, вполне заметной встряской для зрителей, критиков и даже коллег-кинематографистов должна стать картина южнокорейского режиссера Пона Джун-хо «Окча», проект видеосервиса Netflix, который, к сожалению, на большие экраны попал только в рамках кинофестивалей.

«Окча» – образцово-показательная сатира, однако в этом кроются не только ее плюсы, но и существенные минусы, что, впрочем, характерно для картин, которые замахиваются на нечто грандиозное. А размах у картины действительно королевский, авторы с удовольствием «раздают пинка» международным корпорациям, обществу потребления, защитникам природы, жестоким полицейским и беспринципным телевизионщикам, и делают это действительно весело, «Окча» – смешное кино, несмотря на регулярно мелькающее в кадре насилие. Зуботычины раздаются по заслугам: правозащитники и впрямь иногда готовы биться за мир до полного уничтожения мира, мегакорпорации легко идут на любые подлоги, сговоры и обманы, лишь бы получить прибыль, потребители с легкостью поддаются самообману, забывая о простых человеческих чувствах привязанности, дружбы, любви.

Вот только свою критику Пон Джун-хо выражает в несколько наивном, практически детском формате. «Окча» похожа на микс пиксаровских и диснеевских мультиков, да и вообще на детское кино уровня «Освободите Вилли», «Флиппера» и прочих «Историй дельфина»: девочка любит свое домашнее животное, а ее с ним разлучают. Ужас, гнев, сожаление, но никакого принятия – вперед, спасать любимца! На пути Миджи, угловатой южнокорейской девочки, неуловимо похожей на Лилу или Моану, непременно встречаются комические персонажи, изо всех сил пытающиеся выглядеть смешно. Телеведущий, например, выкидывает коленца, причем буквально, главный защитник животных в кровь разбивает лицо своему нерадивому сподвижнику, главная злодейка карикатурно пробует на зуб золотую фигурку, а изредка попадающие в кадр обыватели напоминают пустые сосуды, которые легко наполняются то одними эмоциями, то другими. Все это забавно, но несколько наивно и даже как-то инфантильно.

Впрочем, финал у картины получился очень «взрослым», даже «стариковским» – главная героиня согласилась довольствоваться малым, выбрала тихое домашнее счастье в кругу считаных близких вместо спасения мира. В этом, возможно, спрятана собственная ирония, сатира на то наше представление о картинах подобного жанра, что заставляет верить в победу Добра над Злом. «Окча» же – не про победу, а про готовность на компромиссы и про соглашательство, про превосходство личного над общим или чужим, девочка в фильме истово борется за любимую свинку, но легко принимает гибель всех остальных животных.

«Окча» заслуженно была одарена овациями на показе в рамках Каннского кинофестиваля и расхвалена критиками – мы действительно давно не видели таких язвительных и точных сатирических высказываний.

Источник